О центре



Центр «Истории науки и философии» объединяет учеников 5 – 10 классов, учителей, родителей, ученых философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Все, кого интересуют выдающиеся ученые, великие научные открытия, история и современное состояние науки приглашаем в наш Центр.
Научный руководитель центра «Истории науки и философии»: Седых Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания гимназии. 

В связи с увеличением потока информации, ее избытком и агрессивностью, а так же стремительно меняющейся реальностью и возрастанием требований к входящим во взрослый мир молодым людям, необходимо, наряду с конкретными знаниями по предметам, предоставить в ходе научно-исследовательской и творческой деятельности возможность самостоятельно оценивать и интерпретировать получаемые знания и происходящие события. Только свободно ориентируясь в социокультурном пространстве, можно стать современным свободным человеком. Наука и философия в ходе всей истории являлись путеводными маячками для человечества. 

Работа в нашем Центре позволит гимназистам познакомиться с этапами развития двух великих форм общественного сознания, проанализировать особенности каждого из них. Многообразный и яркий мир явится нам в различных философских системах и в научных трудах выдающихся ученых. 

В 2012-2013 уч.году вся работа Центра посвящается В.И.Вернадскому – выдающемуся ученому - энциклопедисту , философу – основоположнику новой концепции развития человечества, выдающемуся общественному деятелю.
Юбилей В.И.Вернадского заставляет не только с глубочайшим почтением обратиться к знакомству с его наследием, но и вслед на ним попытаться взглянуть на мир как на единый сложный организм, которому он пророчил начало новой эры – эры торжества человеческого разума.

В ходе нашей совместной познавательной и исследовательской деятельности мы познакомимся с историей науки и философии, познакомимся с основами логики и герменевтики, которые являются блестящими инструментариями научного познания.
В деятельности центра не только эвристические, но и прагматические смыслы. Формирование мировоззрения подрастающего поколения в контексте лучших достижений человеческой мысли, анализа преемственности поколений ученых и философов, возрастающей ответственности современной науки перед человечеством позволит добиться оптимальных результатов.

Работа Центра включает элективные курсы, работу над научно- исследовательскими работами, большую экскурсионную программу, различные научные мероприятия: дискуссионный клуб, круглые столы и др. Особая роль отводится встречам с учеными - специалистами по истории науки и философии, которые будут проходить не только в формате научных обсуждений, но и в форме видеоконференций и телемостов.

В рамках Центра открываются следующие элективные курсы:
1. «Основы логики» для 9 – 10 классов. Руководитель: Чернышева Е.Н., кандидат философских наук, доцент Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова.
2. «История в портретах» для 5 классов. Руководитель: Евсеева Елена Евгеньевна, учитель истории и обществознания гимназии.
3. «История науки и техники» для 5-7 классов. Руководитель: Седых Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания гимназии.
4. «Что было сначала – слово или дело ?» для 5 - 8 классов Руководитель: Богденко Вера Валерьевна, учитель русского языка и литературы гимназии
Особенности организации проектной и исследовательской деятельности гимназистов в рамках центра «История науки и философии»
При выборе тем исследовательских работ учителя ориентируются не только на учебные и научные цели, но и на интересы гимназистов. Поэтому многие темы исследовательских работ формулируются после личной беседы с каждым из тех, кто изъявит желание проводить исследование в рамках нашего Центра. Кроме того, мы подготовили для учеников много интересных тем исследовательских работ по самым разным направлениям и предметам (русский и иностранный языки, литература, география, история, обществознание, информатика, биология, физика, химия, МХК, математика и т.д.), а также интегрированные темы. Предлагаем вам некоторые из подготовленных тем для исследований:
1. «Пифагор – философ или математик?»
2. «Концепция времени Вернадского и “наше время”».
3. «Ноосфера: прогноз и реальность».
4. «Битва “света” и “тьмы” (использование научных открытий)».
5. «Научная мысль как планетное явление в начале XXI века».
6. «Влияние научных открытий и изобретений на политику».
7. «Взаимодействие естествознания и философии в конце XIX – начале XX века».
8. «Интуиция и научные открытия».
9. «Почему открытия совершаются одновременно в различных точках планеты?»
10. «Учёные – особенные люди?»
11. «Общественная деятельность В.И. Вернадского».
12. «К.Э. Циолковский – великий мечтатель или учёный?»
13. «Наука для жизни и смерти (медицина и война)».
14. «Есть ли “возраст открытий”?»
15. «Как наука питала язык? Научная терминология в разговорной речи».
16. «Из научных трактатов – в жаргон».
17. «”Сказка – ложь, да в ней намёк”. Предчувствие технических изобретений в устном народном творчестве».
18. «Зачем учёным особый язык?»
19. «Английский язык и технические изобретения».
20. «Образ учёного в художественной литературе».
21. «Изобретатель-чудак и изобретатель-злодей в мировом кинематографе».
22. «Почему стираются грани между науками?»
23. «Роль семьи в жизни государственных деятелей».
24. «Детство великих учёных».
25. «Кто получает прибыль от научных открытий?»
26. «Путь от изобретения до внедрения».
27. «Общее и особенное в достижениях естественных наук в Индии, Китае, Греции и Риме».
28. «Происхождение и развитие календаря, его значение в жизни людей».
29. «Древняя Греция – колыбель биологии».
30. «Медицина и фармация в античном мире».
31. «История возникновения научных школ и учебных заведений в Греции».
32. «История изготовления сахара».
33. «Кто свет в дом привёл?»
34. «Почему в ходе истории перемещались центры научно-технического прогресса?»
35. «Значение письменности для передачи и закрепления научных знаний».
36. «Крылатые слова и выражения: из Древнего Рима – в наши дни».
37. «”Англичане ружья кирпичом не чистят” (Лесков)».
38. «Переписка Ивана IV и Елизаветы I».
39. «Что англичане искали в России?»
40. «Английские парки и их “дети” на планете».
41. «Зачем Петру I ботанический сад?»
42. «Великие изобретения Леонардо да Винчи и их воплощение в Новейшее время».
43. «Династии учёных».
44. «Откуда берутся гении?»
45. «Женщины-учёные в мировой истории»
46. «Возможность бессмертия человека в рамках вопроса о человеческой автотрофности»
47. «Научная этика в наши дни»
48. «Глобальные проблемы человечества и попытка их научного решения»
49. «Проблема “привыкания” человека к удобствам, предоставляемым современной наукой: потребительское мировоззрение или выход на новый уровень сознания?»
50. «Наука и религия в XXI веке: союзники или противники?»
51. «Соотношение науки и искусства в истории»
52. «Соотношение науки и искусства в XXI веке»
Мы ждем всех, кто заинтересовался Центром «История науки и философии»! Приходите! Наша совместная работа будет интересной и очень полезной для каждого!

Комментариев нет:

Отправить комментарий